Языковые универсалии в помощь полиглоту

Универсалии — это общее в языках. Знание универсалий может значительно облегчить изучение иностранных языков.

Примером языковой универсалии является имя существительное, которое имеется во всех языках. Имя существительное обладает рядом грамматических параметров: род, число, падеж. Параметры существительного — это тоже универсалии, так как присутствуют во всех языках. Род бывает мужским, средним и женским. Падежи — именительный, родительный, дательный и т.п.

Если собрать в кучу все универсалии, то образовывается целая система. Имея в голове эту систему, гораздо быстрее можно учить новые языки.

Каким же образом универсалии помогают в изучении языков?

Моим первым иностранным языком был немецкий. В немецком языке существительное может быть трех родов — мужским, средним и женским. От рода в немецком языке многое зависит: артикль, склонение и т.п. Так, перед словом мужского рода употребляется артикль der, перед словом среднего рода — das, перед словом женского рода — die. Когда я приступил к английскому языку, то попытался найти в этом языке аналогичные явления. Выяснилось, что в английском языке род не важен, т.к. он ни на что не влияет. Когда взялся за испанский язык, то также целенаправленно искал информацию о роде существительных — оказалось, что в этом языке имеется только мужской и женский роды. Существительные мужского рода, как правило, имеют окончание -o, и перед ними используется артикль el. Существительные женского рода, как правило, имеют окончание -a, и перед ними используется артикль la.

Все сказанное можно записать в виде простой таблицы:

муж сред жен
Нем der das die
Англ
Исп el ..-o la ..-a

На самом деле эта таблица должна выглядеть немного сложнее, но я не буду вдаваться в сложности, так как целью этой статьи является не полноценная систематизация какой-то конкретной универсалии, а указание на то, что это в принципе возможно.

Подобные таблицы можно построить для других параметров существительного — числа и падежа. По сути эти таблицы являются матрицами, которые заполняются элементами конкретного языка. Сформировав в голове универсальные матрицы, можно значительно ускориться в изучении языков, по крайней мере, родственных. К каждому новому языку можно будет подходить с предзнанием того, что в нем может встретиться. Например, когда я возьмусь за португальский (есть такой язык в моих планах на недалекое будущее), то выясню, какого рода бывают существительные этого языка, и попробую соотнести полученные сведения с уже имеющейся у меня в голове матрицей. Какие-то элементы уложатся в систему, какие-то нет, но, по крайней мере, у меня будет матрица, с которой можно ассоциировать новую информацию для лучшего запоминания.

Языковые универсалии формируются и приводятся в систему с опытом. Чем больше опыт изучения языков, тем больше универсалий и богаче их матрица. И тем легче и быстрее учится каждый последующий иностранный язык.