Закон универсальной пропорции

Сегодня хотел бы обратить ваше внимание на интересный факт, касающийся изучения иностранных языков и моего эксперимента по работе в школе в качестве преподавателя. В каком бы классе я не проводил занятия количество успешных учеников, которые показывают хорошие результаты, примерно всегда одинаково. Проявляется некая универсальная пропорция, которая показывает количественное отношение «отличных» учащихся к «средненьким». Так, из десяти учеников в среднем только 2-3 отличаются от остальных достижениями в области изучения языков. Другие дети, как правило, плетутся где-то там, сзади.


ОЗВУЧЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Все бесплатно.


Скорее всего, эта пропорция действительно универсальна и действует во всех группах учащихся независимо от их локализации – школа, институт, университет, курсы и т.п. Только двое-трое человек из всей массы могут быть реально успешны в языках. Всем остальным отведена роль бэкграунда.

Подозреваю, что, если из всех групп взять лучших учеников и создать из них отдельный «элитный» класс, то со временем в нем все равно возьмет верх закон универсальной пропорции и расслоения по успешности изучения языков будет не избежать.

Теперь сугубо практичный вопрос – что делать с этим явлением всем участникам учебного процесса, т.е. преподавателю, ученикам и, возможно, их родителям?

Лично я думаю, что преподавателю не нужно «биться головой об стенку», стараясь научить языку как можно большее количество учащихся. Разумнее выбрать для себя тот контингент, который наиболее склонен усваивать языки. Все остальные – просто фон.

Ученикам, в свою очередь, надо определиться со своими способностями: если не чувствуешь особого желания и особой силы одолеть иностранный язык, то разумнее успокоиться и просто не мешать преподавателю заниматься с теми, кто более успешен. Проще говоря, просто присутствовать на занятии, усваивая какие-то знания в пассивном режиме. Возможно, в определенный момент где-то в голове «включится зажигание» и не отличавшийся большими успехами учащийся выйдет на лидирующие позиции.

Алексей Ермаков


ОЗВУЧЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Все бесплатно.


18 Комментариев »

  1. oleg_gf said,

    Октябрь 31, 2008 @ 11:00 дп

    Не согласен. Система общего образования нужна не для того, чтобы хорошо научить нескольких, а для того, чтобы хоть как-нибудь научить всех. А этим 20% школьная программа всё равно маловата будет.

  2. Елена said,

    Октябрь 31, 2008 @ 11:19 дп

    Согласна. Времени на отстающих в школе нет. Для них нужна отдельная коррекционная программа и темп изучения более медленный. Это касается не только изучения языков, но и любых предметов.

  3. vikeng said,

    Октябрь 31, 2008 @ 11:49 дп

    С основной идей согласен.

    То что мы сейчас имеем по факту: школа (в том числе и высшая, т.е. ВУЗы) учит всех. Вернее пытается это сделать. Вопрос: как всё это будет выглядеть на практике доведённое до логического конца.
    Если “фон” будет сидеть потихоньку и не мешать учителю - то может его и на урок не пускать? Чего ему зря время тратить, привыкать к лени. Начинается изучение предмета, за месяц-другой выясняется кто есть кто и отсев лишних?

    По поводу элитного класса: конечно этот закон универсальной пропорции обязательно будет выполняться, но в целом результат для них будет выше, чем если бы обучение для этих отличников велось в обычных классах.

  4. Иван said,

    Октябрь 31, 2008 @ 11:51 дп

    Что-то не так в нашем королевстве…. общаешсья по-английски с норвежскими детьми и диву даешься, как это возможно так массово научить гворить по-английски обычных детей… весь класс говорит примерно одинаково… и все это без всяких гонок и надрывов… “времени нет на отстающих!… отдельная коррекционная программа!”… и это при том, что каждая третья страница в школькой программе нашим школьникам дается сверх их физической возможности… нет, я понимаю… почасовая оплата труда и как следствие битва за часы… и как следствие страшная перегруженность детей школькой программой… где уж тут взяться времени на то, чтоб отрасли нейроны… без всякого осмысления - вперед!

  5. Svetlana said,

    Октябрь 31, 2008 @ 12:40 пп

    Вот Вы и пришли к тому, что учить надо тех, с кем легко, кого родители подготовили к школе. Я уже писала о том, что , если государство ставит задачу
    обучить всех номальных детей, то оно обязано это сделать. А если Вы такие
    умные, то докажите обратное и не морочте всем голову суперметодиками и
    своими чудесными программами. У нормальных детей есть много причин, почему они ненавидят школу, вот надо их искать и устранять. Обратите внимание, как дети мгновенно разбираются с проигрывателями, сотовыми телефонами, компьютерными играми, с чем не могут спратится многие
    взрослые. Им это нужно! Вообще-то это очень трудная проблема.
    С.Н.

  6. Ольга said,

    Октябрь 31, 2008 @ 11:48 пп

    С теми, кому так интересно и легко изучать язык и нужно заниматься по отдельно программе. Дополнительно. А урок должен быть для всех. Я просидела в середнячках долгие годы и до сих пор обидно, что мне не уделяли большего внимания на уроках иностранного только по тому, что с успешниыми учениками было интереснее и легче вести урок.

  7. Юрий said,

    Ноябрь 1, 2008 @ 6:44 дп

    Огромное желание имеет преподаватель. Кто-то может за 20 минут научить тому чего не сможет другой да год. Это скорее всего внутренняя природная способность учителя. Так же как и харизма.

    Вторая особенность. Если человека регулярно побуждать короткое время изучать что-то пез перегрузки мозгов, то очень часто может в дальнейшем произойти что-то вроде интуитивного понимания, а затем и интереса, когда усвоение материала уже происходит без большой нагрузки.

    Готов обсудить. Это мои личные наблюдения и ощущения. Хотелось бы получить информацию (мнение) от других людей.

  8. Elena said,

    Ноябрь 2, 2008 @ 6:30 пп

    Вы знаете, из личного опыта могу сказать, что у нас в школе педагог придерживалась приблизительно такой же точки зрения: учить буду только сильных. Я сначала была в сильной группе, потом скатилась до слабой. В слабой преподаватели постоянно менялись, и мы из года в год изучали одно и то же. Когда с преподавателями языка в школе стало совсем туго, нашу слабую группу вернули к моей первой преподавательнице языка. Это было уже классе в 10. Увидев наш уровень на фоне остальных, она даже не попыталсь хоть что-то нам объяснять, заявив, что в 10 классе мы это уже ДОЛЖНЫ знать, и она тратить на нас свое время не собирается, если что-то непонятно, разбираться мы должны сами. Относительно “ДОЛЖНЫ знать” никому дела не было до того, что преподаватели в слабой группе были крайне немотивированны заинтересовать учеников в процессе обучения, и никого не касалась проблема текучки преподавателей. Сами понимаете, что весь мой маломальский интерес к английскому совсем пропал. Как следствие все закончилось тем, что мне лично в глаза преподавательница, к которой нас вернули в 10 классе, заявила, что я на иностранном языке вообще никогда говорить не буду ибо мне не дано.
    После школы я отучилась в университете на факультете иностранных языков, изучала французский с нуля, английский продолжающий. Владею французским в совершенстве. С английским тоже дела наладились, но особого желания на нем говорить так и невернулось. Вот вам и система школьного образования с ярлыками сильных учеников и отстающих на практике. :)

  9. Natali said,

    Ноябрь 4, 2008 @ 6:08 пп

    Посадите себя самого или своего ребенка в группу отстающих…что вы почувствуете? ну а затем попробуйте искать и еще раз искать…
    Задача педагога , да и любого творческого человека , искать и находить эффективные конструкции. И тестировать их. Как там у немцев “интерес сильнее любви”, так же и взрослый может помочь, подтолкнуть, увлечь, НО для этого надо работать в первую очередь над собой! а это, согласитесь, самое сложное…

  10. методы изучения иностранных языков said,

    Ноябрь 5, 2008 @ 12:16 дп

    Этот факт известен очень давно и эмпирически описывается Принципом Парето, или правилом 20/80, а математически - законом Ципфа (Зипфа), или степенными рядами, и отностится практически ко всему, имеющему естественное природное распределение - от количества населения в городах страны до частотности употребления слов в языке, от распределения богатства среди членов общества до распределения посещаемости интернет сайтов.
    И все человеческие таланты и способности в любой группе распределяются тоже по закону 1/N.
    Идеальный выход - индивидуальный подход к каждому ученику, но это абсолютно нереально.
    Лучшие педагоги, которые мне встречались, делили материалы и задания на 2-3 категории и старались посильно нагрузить всех (задачка для отличников, задачка для середнячков, пример для троечников). Но это уже высший пилотаж и удел немногих.
    Недиференцированный подход в любом случае вырождается или в урок для лучших 20 %, или в урок для средних 30%, на котором лучшим 20% скучно, а худшим 50% сложно, или же разжевыванием для самых непонятливых 50%, но при этом остальным 50% скучно абсолютно.
    Это объективный закон природы и от этого никуда не денешься…

  11. Natalia Natalia Natalia said,

    Ноябрь 6, 2008 @ 11:10 дп

    “Лично я думаю, что преподавателю не нужно «биться головой об стенку», стараясь научить языку как можно большее количество учащихся. Разумнее выбрать для себя тот контингент, который наиболее склонен усваивать языки. Все остальные – просто фон.”

    Абсолютно согласна с Алексеем. Большей части класса английский никогда в жизни не пригодится. И тянуть таких учеников не имеет никакого смысла.
    Лучше работать с теми, у кого есть горячей желание говорить по-английски.
    А с остальными только учить фразы, необходимые для путешествия (например, урок “в аэропорту”, “в ресторане” и т.д.). Это точно пригодится.
    Имеет смысл сразу на первом занятии спрашивать: “Вам нужен английский?”. И после делить учеников на две группы.
    Если бы мне в своё время задали такой вопрос, я бы ответила: “Нет, не нужен”.

    Я английский всегда ненавидела, и готовиться к школьным урокам по английскому для меня всегда было полной трагедией! Жалею, что потратила столько часов свой жизни на изучение лишних вещей!
    Я сейчас свободно говорю по-итальянски, по-французски, по-немецки, по-польски. Работаю переводчиком в итальянской фирме в Москве. Планирую начать учить японский. А английский забыла как страшный сон!

  12. Natalia Natalia Natalia said,

    Ноябрь 6, 2008 @ 11:13 дп

    Быстро писала, опечатка в слове “горячей”, надо “горячее”

  13. Алекс said,

    Ноябрь 6, 2008 @ 3:57 пп

    Я тоже с вами не согласен. Нельзя отделать хороших учеников от плохих. Я сам сначало после перевода в другой класс, попал в класс троечников, в результате я, который учился на 4, считался у них самым умным и у меня не было тяги, стремления учиться лучше. Только, после того,как меня перевели в другой, усиленный класс (большое за это спасибо классной руководительнице, она сама, единственного хорошиста в классе, добилась моего перевода в другой класс) я начал усиленно учиться и закончил школу всего с двумя 4. А иностранные языки в школам преподают отвратительно, по крайней мере в моей. В институте у нас преподавали только английский(в школе немецкий), так я там за два года обучения английский лучше изучил, чем за 5 лет изучения в школе.

  14. English Instinct said,

    Ноябрь 6, 2008 @ 6:48 пп

    Мне даже как-то не по себе стало после всего здесь прочитанного. Что же получается- подавляющее большинство за streaming? Отделить способных от неспособных и махнуть на последних рукой?
    К сожалению, в средней школе- все далеко не идеально, и дети, они не виноваты, что взрослые не выстроили для них более удачной учебной ситуации.
    Профессионализм учителя в том и состоит, чтобы вовлечь в образовательный процесс всех. И чтобы у каждого был свой прогресс, пусть небольшой и может нам не сразу заметный.
    Про дифференциацию при обучении: сегодня задача не в том, чтоб подобрать каждому “свою задачку”, а в том организовать такие activities (единые задания для всех) в классе, чтобы у всех был шанс продвинуться вперед . И у сильных,и у слабых.
    Тенденция увеличения разрыва уровня владением английским у учащихся в одном классе (группе)- это реальность. Teaching mixed abilities groups - про это много книг написано, там можно поискать решения.
    Да, это challenge для педагога, но кто сказал ,что будет легко работать учителем в средней школе?

  15. benetnash said,

    Ноябрь 7, 2008 @ 4:19 пп

    Во-первых, ребенок знать не знает, что ему пригодится в жизни, особенно в те годы, когда приступает к изучению языка. Во-вторых, обратите внимание на вывеску большинства школ - это средняя школа, и там получают среднее, обязательное для всех образование дети со средними способностями. В стандарт среднего образования входит и иностранный язык, так что задача учителя организовать учебный процесс, а не решать по своему разумению, кому язык нужен, кому нет. Когда я пришла в первый класс, уже умея читать на уровне взрослого человека, учительница, приняв этот факт к сведению, стала давать мне на уроке небольшие книжки, содержание которых я должна была пересказать всему классу. Никто не заставлял меня читать букварь, но никто и не думал, что из-за нескольких таких, как я, детей, всех остальных можно учить кое-как, потому что вряд ли они будут читать что-нибудь, кроме инструкции к магнитофону.

  16. Natalia Natalia Natalia said,

    Ноябрь 12, 2008 @ 2:29 пп

    Да не про это разговор! Почему-то все комментарии только про то, что учить английскому надо ВСЕХ детей! А вопрос всё-таки не в этом!
    В средней школе научить иностранному языку одновременно 30 человек за 40 минут в неделю НЕВОЗМОЖНО!!! Надо отталкиваться только от этого!
    У преподавателя есть только 2 варианта:
    1) НЕ НАУЧИТЬ иностранному языку 30 человек
    2) научить 5-10 человек, а остальным дать только минимальный набор знаний, который пригодится в жизни (типа прочитать инструкцию к магнитофону, съездить в турпоездку заграницу и т.д.)

    У нас в школе учительница пыталась научить английскому 30 человек. Те, которые не хотели учиться, так и остались с нулевым уровнем английского. А те, кому после школы нужен был английский, нанимали репететоров (если бы учитель уделял им больше внимания, им не пришлось бы столько денег тратить).

  17. bumazhka said,

    Ноябрь 28, 2008 @ 1:42 пп

    Алексей, я, честно сказать, очень разочарована этой статьей. Как же так, как это отсеивать? В школах и так есть отсеивания на несколько классов с нормальными детьми и с отстающими (ЗПР) - и этого достаточно. Да, я согласна, что много предметов, которые мы изучаем в школе, нам не пригодятся, но как ребенок в 10 (а теперь уже в 7!!!!) лет узнает, что ему пригодится в будущем? Некоторые и в 17 не могут сделать правильный выбор. Дети, подростки рассеивают внимание на другое, не на учебу (за исключением единиц, целыми днями сидящими в библиотеках), у них почти нет мотивации. То, что мне нравится английский, я поняла лишь в 10классе, когда (наконец-то!) увидела более-менее нормального преподавателя. А до этого было одно отвращение - те 2 учителя мало того, что не умели преподавать, они сами языка не знали!!!!!! Их произношение даже тогда мне казалось смешным, а уж сейчас… Понятно, что за 40мин не обучить 30 чел. Ваша задача как учителя в школе - ЗАМОТИВИРОВАТЬ их, ЗАРАЗИТЬ их языком! И если так будет, если они будут довольные и счастливые уходить с Ваших уроков, то придя домой, они отбросят всё и в первую очередь засядут за язык, побегут в магазин за иностранными книгами, обзаведутся аудиоматериалами. Кому, как не Вам, знать, что языки можно учить самостоятельно!!!!! А Вы будете выступать кем-то вроде помощника, консультанта…. Да, найдутся явные лоботрясы или отстающие каким-либо причинам, но их будет не 80%!!! А про принцип Паретто очень хорошо знаю и совершенно с ним согласна. Да, 80% обучаемых Вами учеников не будут использовать язык в будущем (а может и больше), но почему Вы решили, что это будут именно те, которых Вы сразу отобрали в группу “отстающих”. Может, из тех “успешных” на ваш взгляд, одни успешны потому, что боятся приносить домой плохие оценки, другие - потому что “банальные механические заучки”, третьи - подхалимы
    и лишь часть - потому что искренне любят язык. А из тех “отстающих” могут быть тихие, стеснительные, либо не сразу улавливающие всё дети, но мечтающие выучить иностранный. Подумайте еще раз над своими выводами! Не ставьте на детках крест!

  18. Юлия said,

    Март 11, 2009 @ 4:36 пп

    Мне тоже кажется, что в первую очередь детей надо мотивировать. Надо им рассказывать о том, какие грандиозные возможности открывает перед ними изучение иностранного языка. Ведь это не только свободное чтение и понимание иностранных фраз при установке, например, програмного обеспечения на компьютеры, это и общение с другими детьми в интернете и возможность поехать получать высшее образование в другую страну, и комфортные поездки в отпуск в другие страны, ну и наконец - возможность найти более пристижную и высокооплачиваемую работу. Лично мне родители ни об одной из таких возможностей не рассказали и как следствие стимула к изучению языка у меня не появилось.

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Leave a Comment